Как-то, во время учебы в Кобурге, с целью подработки пришлось писать статью для какого-то невнятного украинского издания. Она так и не напечаталась, потому никем не редактировалась... Так что ошибки в почту - исправлю.
При копировании – указать авторство, и кинуть ссыль обязательно.
Автор текста Ваталия Баркар
Фото – Виталия Баркар, Michael Gensler
Органическая архитектура Ганса Шаруна
Наиболее известным и своеобразным сооружением архитектора Ганса Бернхарда Шаруна является филармония в Западном Берлине - вызывающая споры и дискуссии своим внешним обликом, но потрясающая любого посетителя неповторимым интерьером.
При копировании – указать авторство, и кинуть ссыль обязательно.
Автор текста Ваталия Баркар
Фото – Виталия Баркар, Michael Gensler
Основана на личных впечатлениях, информации из услышанных лекций и экскурсий, частично вольный перевод материалов книги "Hans Scharoun" Peter Blundell Jones. Итак...
Органическая архитектура Ганса Шаруна
Наиболее известным и своеобразным сооружением архитектора Ганса Бернхарда Шаруна является филармония в Западном Берлине - вызывающая споры и дискуссии своим внешним обликом, но потрясающая любого посетителя неповторимым интерьером.
Этот проект - несомненный шедевр архитектуры, но для меня первым и главным воспоминанием о Шаруне остается небольшой жилой дом, построенный Шаруном в 1935 году для адвоката Феликса Бэнша. Филармония восхищает тысячи людей, а этот дом создавался для одной, не самой богатой семьи. И именно в этом состоит мастерство Шаруна, даже при наименьших ресурсах он мог создать потрясающее своим качеством пространство.
О качествах пространства
Дом Бэнша расположился в тихой окраине Западного Берлина, над рекой Хавель. Подходя к нему, я была несколько удивлена: неужели это он, дом ради которого мы сюда добрались? Ничем не примечательный фасад, внимание привлекают разве что окна, со ставнями на колесиках и оригинальный поручень над лестницей.
Парадная дверь открывается в небольшой холл, неправильной сужающейся формы, она словно подталкивает не задерживаться здесь, а проходить дальше – в гостиную. Еще одна дверь – и ах! Любое возникшее впечатление от дома мгновенно рассеивается в этой комнате. Если, конечно, можно назвать "комнатой" перетекающее и движущееся пространство.
Помещение залито светом, и ты, словно вынырнув из темной маленькой пещеры, оказывавшееся в роскошном саду. Эти чувства вызывает огромное окно, занимающее большую часть противоположной от входа стены. Так как стена имеет полукруглую форму, создается впечатление открытости к саду, прямой связи между происходящим в гостиной и внешней средой. Зелень словно пробирается в дом: справа от окна размещена небольшая оранжерея с земляным полом и необлицованной кирпичной стеной, она служит промежуточной частью между внешним и внутренним пространством, но визуально является частью гостиной и остеклена с двух сторон.
Архитектор наполняет пространство
Изменение уровня пола на полметра делит гостиную на две зоны. Такой перепад создает движение в сторону большого окна и еще более усиливает чувство единства, устремления к природе. Насладится созерцанием открывающегося вида на сад и реку помогает длинная софа, установленная на изменении уровней и повторяющая плавную линию стены. Итак, нижний уровень формирует гостиную, с возможностью расположиться вокруг, а верхний служит транзитом.
Филармония в Берлине. Г.-Б. Шарун |
О качествах пространства
Дом Бэнша расположился в тихой окраине Западного Берлина, над рекой Хавель. Подходя к нему, я была несколько удивлена: неужели это он, дом ради которого мы сюда добрались? Ничем не примечательный фасад, внимание привлекают разве что окна, со ставнями на колесиках и оригинальный поручень над лестницей.
Парадная дверь открывается в небольшой холл, неправильной сужающейся формы, она словно подталкивает не задерживаться здесь, а проходить дальше – в гостиную. Еще одна дверь – и ах! Любое возникшее впечатление от дома мгновенно рассеивается в этой комнате. Если, конечно, можно назвать "комнатой" перетекающее и движущееся пространство.
Помещение залито светом, и ты, словно вынырнув из темной маленькой пещеры, оказывавшееся в роскошном саду. Эти чувства вызывает огромное окно, занимающее большую часть противоположной от входа стены. Так как стена имеет полукруглую форму, создается впечатление открытости к саду, прямой связи между происходящим в гостиной и внешней средой. Зелень словно пробирается в дом: справа от окна размещена небольшая оранжерея с земляным полом и необлицованной кирпичной стеной, она служит промежуточной частью между внешним и внутренним пространством, но визуально является частью гостиной и остеклена с двух сторон.
План 1-го этажа дома Бэнша. Берлин. Арх. Г. Б. Шарун |
1. Холл. 2. Верхний уровнеь гостиной.
3. Нижний уровень готиной. 4. Столовая зона.
6. Кухня. 7. Терраса
3. Нижний уровень готиной. 4. Столовая зона.
6. Кухня. 7. Терраса
Архитектор наполняет пространство
Изменение уровня пола на полметра делит гостиную на две зоны. Такой перепад создает движение в сторону большого окна и еще более усиливает чувство единства, устремления к природе. Насладится созерцанием открывающегося вида на сад и реку помогает длинная софа, установленная на изменении уровней и повторяющая плавную линию стены. Итак, нижний уровень формирует гостиную, с возможностью расположиться вокруг, а верхний служит транзитом.
Интересно решен подоконник, широкий и деревянный, его можно использовать для сидения. Книжные шкафы справа от софы организовывают угол, в котором удобно размещен рояль, он не мешает перемещению по гостиной, так как весь круговорот движения происходит по верхнему уровню, и отлично вписывается в пространство.
Освещение этого угла решено весьма необычно. Круглый проем, остекленный матовым стеклом, днем пропускает солнечный свет, а в темную часть суток может использоваться как дополнительный светильник, так как с внешней стороны подсвечивается несколькими лампами дневного освещения. Окно-лампа дает теплый, приятный свет, создает уютную атмосферу и вызывает очень романтичные ассоциации с полным месяцем.
Также гостиная освещается четырьмя необычными лампами. Мне всегда казалось правильным, когда архитектор дома является и дизайнером интерьера. Ведь архитектор проектирует не фасад, а жилое пространство. И он как нельзя лучше может решить наполнение пространства.
Четыре лампы пересекают гостиную, отделяя угол с роялем от места для отдыха, и не загромождают эти две зоны. Лампочки в металлических плафонах святят не вниз, а в потолок, точнее в специальные выемки-купола на потолке, благодаря такой форме направленный свет отражается от слегка вогнутых стенок "купола" и рассеивается, освещая мягким светом пространство вокруг.
В дальней части гостиной расположена небольшая овальная обеденная зона, имеющая прямую связь с кухней. Композиционным центром является круглый стол, вокруг него концентрируется все пространство, столовая выделена полукруглыми стенками и может визуально отделяться от общего пространства гостиной с помощью шторы. Часть потолка над столом также слегка вогнута к основанию, как и у четырех вышеописанных ламп. Этот похожий элемент одновременно показывает общность с гостиной, но и подчеркивает обособленность столовой зоны,так как центр выделяется стеклянной люстрой.
Окно, открывающее вид на восток, остеклено цельным листом. Изначально остекление должно было быть двойным , а между листами еще одна оранжерея, но во время войны стекло было утрачено и больше не восстанавливалось. Извне, на такой же отметке высоты как в столовой, расположена терраса для еды на свежем воздухе. Она укрыта выступающим навесом (он же служит террасой для второго этажа). Кирпичная стена, частично отделяющая обеденную зону от гостиной, как и стена первой оранжереи, выступает в сад. Кирпич, словно естественная порода местами разломан, где-то кирпичики больше выступают - это усиливает связь дома с внешней средой.
В целом Шарун всегда очень внимателен к деталям. С одной стороны от ступеней, служащих для перехода между уровнями в гостиной, размещен изгибающийся широкий деревянный поручень, с противоположной стороны он же являет собой деревянный стеллаж. Одновременно он отгораживает диван от лестницы, делает более уютной зону для сидения и используются для хранения книг и мелочей со стороны дивана.
Справа от входа в гостиную находится небольшая студия с ориентированным на запад окном, отделенная от главного пространства скользящей раздвижной перегородкой-ширмой. Расположение кабинета определено ориентацией, если фасад западный, то солнце не надоедает до вечера, а большое окно обеспечивает естественное освещение остальную часть дня.
Второй этаж состоит из трех спален, ванной и большой южной террасы, которая является навесом для обеденной зоны первого этажа. Терраса также доступна с земли по внешним ступеням.
История создания
Этот дом построен Гансом Шаруном в 1935 году. Но и сейчас он является одним из лучших примеров проектирования частных домов. И по прошествии стольких лет является вполне современным и актуальным. Дом Бэнша - один из лучшийх сохранившихся примеров из серии жилых домов, которые становятся средством архитектурного выражения для Шаруна в период нацистских лет.
Почти все дома построены из традиционных материалов со скатными крышами, относительно простыми уличными фасадами – это результат ограничений продиктованных нацистским режимом, который наложили полное вето на новации в архитектуре. К примеру, главное большое окно в гостиной было изначально запроектировано Шаруном из цельного листа стекла, но по принуждению ему пришлось сделать его члененным. И только в послевоенные годы было воплощена изначальная задумка автора.
Но факт, что Шарун мог работать в таких условиях, при жестком контроле, еще более показывает его мастерство как архитектора: к примеру такие ограничения были бы фатальными для Людвига Мис Ван дер Роэ или Вальтера Гропиуса, чья архитектура потеряла бы значение, будь она принуждена к упрощенному «народному» шаблону, потому они не смогли оставаться в нацистской германии и эмигрировали в США.
Отсутствие "стиля" – поиск индивидуальности
Шарун никогда не стремился выработать характерный опознаваемый стиль для всех своих проектов. Вместо этого он наслаждался особенностью и индивидуальность каждого проекта. Для него в первую очередь было важным качество всего пространства, а не совершенность конкретных деталей.
Так же он никогда не занимался композицией на планах, как поступают и сейчас некоторый архитекторы, беря за основу красивое общее композиционное или конструктивное решение, а за тем деля его согласно функциональным потребностям. Он же пробовал определять особую соответствующую форму для каждого отельного помещения и развивать план, учитывая как функции, так и взаимосвязь между пространствами, окружением.
Его план не был изначальным, но развивался в процессе поиска, к примеру, сохранилось несколько чертежей того, как изменялся план дома Бэнша в процессе проектирования. Следовательно, форма веера не была исходной точкой проекта – а стала следствием долгого пути исследований и открытий. Подобно Райту он рассматривал здание как часть места, и, наоборот, ландшафт – как простую форму архитектуры. Но Шарун напротив не искал единого центра дома, каковым для Райта был очаг-камин. Дом Бэнша не имеет одного главного элемента, а является качественным и продуманным сочетание всех частей, превращая структуру дома в живой организм.
Архитектурная практика Ганса Шаруна
Шарун разрабатывал Дом Бэнша уже будучи 42-летним сложившимся архитектором.
Жилые дома занимают его в 1930-40-х годах. Период стал одним из наиболее продуктивных в творчестве, на этих небольших заказах, скрывая великолепные органичные интерьеры за неприметными наружными стенами и обычными скатными крышами, он проживает всё нацистское время.
После Второй мировой войны Шарун на некоторое время становится главным архитектором Берлина. Несмотря на то, что в первой половине 50-х он выигрывал в разнообразных архитектурных конкурсах (“Песенный зал” в Штутгарте, 1949 г., -1-я премия; Американская мемориальная библиотека в Берлине, 1951 г., -2-я премия; Государственный театр в Касселе, 1952 г., -1-я премия), а в Штутгарте возводились по его проекту жилые высотки “Джульетта” и “Ромео” - он все еще был не признан.
Вместо контрактов, он получает разнообразные награды, докторскую степень в 1954 году, 1955 - Художественную премию Берлина. Однако во второй половине десятилетия ему удаётся прорыв - проект Берлинской Филармонии получает первую премию на конкурсе в 1956 году.
Искания Шаруна в последние годы сосредоточились в основном на трех архитектурных типах: жилой дом или квартал, школа, концертно-театральное здание. По его мнению, эти здания в силу своего назначения наиболее сильно воздействуют на духовную жизнь людей.
Окно-лампа я рояль |
Также гостиная освещается четырьмя необычными лампами. Мне всегда казалось правильным, когда архитектор дома является и дизайнером интерьера. Ведь архитектор проектирует не фасад, а жилое пространство. И он как нельзя лучше может решить наполнение пространства.
Четыре лампы пересекают гостиную, отделяя угол с роялем от места для отдыха, и не загромождают эти две зоны. Лампочки в металлических плафонах святят не вниз, а в потолок, точнее в специальные выемки-купола на потолке, благодаря такой форме направленный свет отражается от слегка вогнутых стенок "купола" и рассеивается, освещая мягким светом пространство вокруг.
Гостиная дома Бэнша |
В дальней части гостиной расположена небольшая овальная обеденная зона, имеющая прямую связь с кухней. Композиционным центром является круглый стол, вокруг него концентрируется все пространство, столовая выделена полукруглыми стенками и может визуально отделяться от общего пространства гостиной с помощью шторы. Часть потолка над столом также слегка вогнута к основанию, как и у четырех вышеописанных ламп. Этот похожий элемент одновременно показывает общность с гостиной, но и подчеркивает обособленность столовой зоны,так как центр выделяется стеклянной люстрой.
Окно, открывающее вид на восток, остеклено цельным листом. Изначально остекление должно было быть двойным , а между листами еще одна оранжерея, но во время войны стекло было утрачено и больше не восстанавливалось. Извне, на такой же отметке высоты как в столовой, расположена терраса для еды на свежем воздухе. Она укрыта выступающим навесом (он же служит террасой для второго этажа). Кирпичная стена, частично отделяющая обеденную зону от гостиной, как и стена первой оранжереи, выступает в сад. Кирпич, словно естественная порода местами разломан, где-то кирпичики больше выступают - это усиливает связь дома с внешней средой.
Столовая зона |
В целом Шарун всегда очень внимателен к деталям. С одной стороны от ступеней, служащих для перехода между уровнями в гостиной, размещен изгибающийся широкий деревянный поручень, с противоположной стороны он же являет собой деревянный стеллаж. Одновременно он отгораживает диван от лестницы, делает более уютной зону для сидения и используются для хранения книг и мелочей со стороны дивана.
Справа от входа в гостиную находится небольшая студия с ориентированным на запад окном, отделенная от главного пространства скользящей раздвижной перегородкой-ширмой. Расположение кабинета определено ориентацией, если фасад западный, то солнце не надоедает до вечера, а большое окно обеспечивает естественное освещение остальную часть дня.
Второй этаж состоит из трех спален, ванной и большой южной террасы, которая является навесом для обеденной зоны первого этажа. Терраса также доступна с земли по внешним ступеням.
Вид на нижнюю и верхнюю террасу |
История создания
Этот дом построен Гансом Шаруном в 1935 году. Но и сейчас он является одним из лучших примеров проектирования частных домов. И по прошествии стольких лет является вполне современным и актуальным. Дом Бэнша - один из лучшийх сохранившихся примеров из серии жилых домов, которые становятся средством архитектурного выражения для Шаруна в период нацистских лет.
Почти все дома построены из традиционных материалов со скатными крышами, относительно простыми уличными фасадами – это результат ограничений продиктованных нацистским режимом, который наложили полное вето на новации в архитектуре. К примеру, главное большое окно в гостиной было изначально запроектировано Шаруном из цельного листа стекла, но по принуждению ему пришлось сделать его члененным. И только в послевоенные годы было воплощена изначальная задумка автора.
Но факт, что Шарун мог работать в таких условиях, при жестком контроле, еще более показывает его мастерство как архитектора: к примеру такие ограничения были бы фатальными для Людвига Мис Ван дер Роэ или Вальтера Гропиуса, чья архитектура потеряла бы значение, будь она принуждена к упрощенному «народному» шаблону, потому они не смогли оставаться в нацистской германии и эмигрировали в США.
Werner House, Zehlendorf. арх. Людвиг Мис ван дер Роэ |
Отсутствие "стиля" – поиск индивидуальности
Шарун никогда не стремился выработать характерный опознаваемый стиль для всех своих проектов. Вместо этого он наслаждался особенностью и индивидуальность каждого проекта. Для него в первую очередь было важным качество всего пространства, а не совершенность конкретных деталей.
Так же он никогда не занимался композицией на планах, как поступают и сейчас некоторый архитекторы, беря за основу красивое общее композиционное или конструктивное решение, а за тем деля его согласно функциональным потребностям. Он же пробовал определять особую соответствующую форму для каждого отельного помещения и развивать план, учитывая как функции, так и взаимосвязь между пространствами, окружением.
Его план не был изначальным, но развивался в процессе поиска, к примеру, сохранилось несколько чертежей того, как изменялся план дома Бэнша в процессе проектирования. Следовательно, форма веера не была исходной точкой проекта – а стала следствием долгого пути исследований и открытий. Подобно Райту он рассматривал здание как часть места, и, наоборот, ландшафт – как простую форму архитектуры. Но Шарун напротив не искал единого центра дома, каковым для Райта был очаг-камин. Дом Бэнша не имеет одного главного элемента, а является качественным и продуманным сочетание всех частей, превращая структуру дома в живой организм.
Архитектурная практика Ганса Шаруна
Шарун разрабатывал Дом Бэнша уже будучи 42-летним сложившимся архитектором.
Жилые дома занимают его в 1930-40-х годах. Период стал одним из наиболее продуктивных в творчестве, на этих небольших заказах, скрывая великолепные органичные интерьеры за неприметными наружными стенами и обычными скатными крышами, он проживает всё нацистское время.
После Второй мировой войны Шарун на некоторое время становится главным архитектором Берлина. Несмотря на то, что в первой половине 50-х он выигрывал в разнообразных архитектурных конкурсах (“Песенный зал” в Штутгарте, 1949 г., -1-я премия; Американская мемориальная библиотека в Берлине, 1951 г., -2-я премия; Государственный театр в Касселе, 1952 г., -1-я премия), а в Штутгарте возводились по его проекту жилые высотки “Джульетта” и “Ромео” - он все еще был не признан.
Вместо контрактов, он получает разнообразные награды, докторскую степень в 1954 году, 1955 - Художественную премию Берлина. Однако во второй половине десятилетия ему удаётся прорыв - проект Берлинской Филармонии получает первую премию на конкурсе в 1956 году.
Искания Шаруна в последние годы сосредоточились в основном на трех архитектурных типах: жилой дом или квартал, школа, концертно-театральное здание. По его мнению, эти здания в силу своего назначения наиболее сильно воздействуют на духовную жизнь людей.
Читала и вспоминалось то время, когда мы были во всех этих местах, возлежали и балдели на диване в доме Бенча и наслаждались видом в сад и на озеро сквозь то самое панорамное окно...!
ОтветитьУдалитьСлучайно нашла отличную ссылку: http://ltha.epfl.ch/enseignement_lth/theorie/exemples_th1/reg_irreg_2/M_06_scharoun/index.htm
ОтветитьУдалитьТам есть эволюция планов дома, план 2-го этажа и отличные ракурсы на старых фото! Всем смотреть